Приложение к приказу
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от «____»___________2015 № ____
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся (воспитанников)
в системе общего среднего и начального профессионального образования,
студентов среднего профессионального
образования
Создание
системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из
важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках. Потребность в объективной оценке
результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых
значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней,
многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня
достижений обучающихся предназначена для:
-
получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной
деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
- выявления
положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя (преподавателя);
-
определения причин повышения или снижения уровня достижений учащихся
(воспитанников) с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Основными функциями
оценивания учебных достижений обучающихся являются:
контролирующая, которая предусматривает
установление уровня достижений отдельного обучающегося (класса, группы), дает
возможность учителю (преподавателю) своевременно планировать и корректировать
методику изучения следующего материала;
учебная, которая предусматривает такую
организацию оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников, студентов),
когда его проведение способствует усовершенствованию подготовки учащегося,
группы или класса;
диагностическая, которая является
основой диагностического подхода в деятельности учителя (преподавателя) и
помогает ему устанавливать причины трудностей, с которыми сталкивается
обучающийся, выявлять пробелы в его знаниях и умениях;
воспитательная заключается не только в цели и содержании
заданий, но и в методике их реализации учителем (преподавателем), в последующем
комментировании и оценивании работ.
Важную функцию
при осуществлении оценивания выполняют его критерии. В зависимости от степени овладения учебным материалом различают пять
уровней его усвоения и умения оперировать им:
·
очень плохо;
·
плохо;
·
удовлетворительно;
·
хорошо;
·
отлично.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих
учебные достижения учащихся (воспитанников, студентов), в ней отражается не
только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности:
способы получения знаний, методы решения учебных задач;
2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество
ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и
результаты деятельности обучающихся, в оценочной шкале отсутствуют
отрицательные отметки;
3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы
учащегося (воспитанника, студента), которые обозначены и согласованы перед её
выполнением;
4) открытость: оценка доступна в качестве инструмента самооценки;
5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает
разногласий и столкновений субъективных мнений ученика (воспитанника, студента)
и учителя (преподавателя), так как не может быть истолкована многозначно
вследствие её открытости и определённости;
6) диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях
обучающегося и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет
сравнивать сегодняшние достижения ученика с его успехами некоторое время назад,
планировать дальнейшую учебную деятельность;
7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой
последовательности действий участников учебно-воспитательного процесса, она
связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного
задания и этапом анализа её результатов.
Перевод системы
оценивания будет произведен по следующим критериям: баллы 1- оценка «1», 2-3-
оценка «2», 4-6 - оценка «3», баллы 7-9 - оценка «4», баллы 10-12 - оценка «5».
Типичными общими критериями
выставления отметок за устный ответ могут быть следующие:
·
Отметка «5»
Полно раскрыто содержание материала в объёме
программы и учебника; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание
понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы
различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
·
Отметка «4»
Раскрыто содержание материала, правильно даны
определения, понятия и использованы научные термины, ответ, в основном,
самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл,
и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или
незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах.
·
Отметка «3»
Продемонстрировано
усвоение основного содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно, определения понятий недостаточно чёткие, не
использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные
ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании
терминологии, определении понятий.
·
Отметка «2»
Основное содержание учебного
материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,
допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии.
·
Отметка «1»
Выставляется за отсутствие
ответа.
Критерии дают возможность осуществлять оценивание учебных достижений
учащихся в 5-балльной системе оценивания:
Уровень
|
Оценка
|
Критерии
|
Очень плохо
|
1
|
Нет ответа на вопрос,
задание и т.д.
|
Плохо
|
2
|
Уровень выполнения
требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8
недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота раскрытия
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений
|
Удовлетворительно
|
3
|
Достаточный минимальный
уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более
4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5
ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные
нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
|
Хорошо
|
4
|
Уровень выполнения
требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,
полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение
своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов
по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала
|
Отлично
|
5
|
Уровень выполнения
требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по
текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета;
логичность и полнота изложения.
Два недочета
приравниваются к одной ошибке
|
Общее для 5-балльной и 12-балльной систем оценивания:
5 (IV уровень учебных
достижений) – полное раскрытие темы или вопроса с примерами, а также правильное
смысловое построение ответа.
4 (III уровень учебных
достижений) – удовлетворительный ответ, касающийся данного вопроса.
3 (II уровень учебных
достижений) – неточный или неполный ответ на вопрос.
2, 1 (I уровень учебных
достижений) – минимальная оценка; нет ответа на вопрос.
Очевидно, что критерии
оценивания знаний, умений и навыков учащихся в новых и прежних стандартах
содержательно не отличаются.
Таким образом, 5-балльная и 12-балльная системы оценивания
взаимозаменяемые и не влияют на объективность оценивания знаний учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий